план работы

План работы

Тема: «Музейная педагогика в учреждении дошкольного образования»

н/п

Наименование мероприятия

Срок

 

Ответственный

Примечание

1

«Формирование начал патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через музейную педагогику»

18.11.2023

Ковгореня И.А., Суханова С.М. воспитатель дошкольного образования

 

2

  Лекторий

Формирование гражданственности и патриотизма у дошкольников посредством изучения культурно-исторического наследия малой Родины.

19.10.2023

 Житина И.Н., воспитатели дошкольного образования

 

 

3

 Презентация

Виртуальные экскурсии:  «Народные художественные ремесла Беларуси»,

«У майстэрні ганчара»

«Памятники Слутчины»

«Семь цудаў Слуцка»

21.12.2023

Бачко Е.В.,

Суханова С.М., воспитатели дошкольного образования

 

 

4

 Консультация «Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста»

 5.11.2023

Уласевич С.А.,

 воспитатель дошкольного образования

 

 

5

Презентация

Энциклопедия театра или Батлеечное искусство

 

18.03.2024

Резник О.В.,

музыкальный руководитель

 

 

6

Презентация экспанатов тематических мини-музеев в группах воспитанниками средних и старших групп

октябрь-декабрь

воспитатели средних, старших групп

 

 

7

Проведение  экскурсий в этнографическом музее  дошкольного учреждения

 

 

каждая среда недели

Уласевич С.А.,

 воспитатель дошкольного образования

 

 

8

Из опыта работы 

Включение родителей в процесс приобщения детей  дошкольного возраста к общению на белорусском языке

 5.02.2024

Житина И.Н., воспитатель дошкольного образования

 

 

9

 Открытый просмотр

«Растим маленького патриота» 

«Путешествие по родному городу»  

«Моя малая родина» 

24.10.2023

25.10.2023

10.11.2023

Кадыко М.А.,

Бачко Е.В.,

Ильина Е.Э.

воспитатели дошкольного образования

 

 

 

 

свернуть

Формирование начал патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

Формирование начал патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через музейную педагогику

 На современном этапе значительное внимание общественности направлено на возрождение национальных традиций и ценностей, потому что поколение, которое осознает своё национальное достоинство, ценит свои корни, бережет и умножает культуру своего народа, является прочным оплотом государства.

Одной из основных задач образования в Республике Беларусь является формирование национального самосознания, патриотизма начиная с детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание способствует приобщению ребенка к самобытной белорусской культуре, помогает маленьким белорусам осознать свою принадлежность к нации, богатой традициями, обычаями, достижениями в культуре, науке, образовании.

Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают все сами. На помощь нам приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованное пространство, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится истоком формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу патриотизма.

Благодаря музейной педагогике есть возможность сформировать у детей представления о малой Родине, об истории народа через быт белорусов, народные праздники. Вместе с тем, идет работа по присоединению воспитанников к белорусскому языку, фольклорным и литературным произведениям.

«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв.

Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Наталья Александровна Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:

- образовательная;

- развивающая;

- просветительская;

- воспитательная.

Музей – это особое, специальное организованное пространство учреждения дошкольного образования, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

выбор темы мини-музея;

определение места размещения мини-музея;

планирование экспозиций;

выбор дизайна оформления мини-музея;

подбор экспонатов;

оформление визитной карточки мини-музея и его паспорта;

разработка форм работы с экспозициями мини-музеев;

разработка ознакомительной экскурсии в мини-музее;

планирование поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.

Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности».

Помещения

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Групповое помещение

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевальная комната

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Холлы

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разно уровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.

В процессе создания мини-музеев учитываются следующие принципы:

  1. Наглядность.
  2. Доступность.
  3. Динамичность.
  4. Содержательность.
  5. Обязательное сочетание предметного мира музея с образовательной программой.
  6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
  7. Гуманизм.
  8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  9. Активность детей в усвоении музейного наследия.
  10. Подвижность структуры занятий-экскурсий.

 

Формы работы в мини-музее:

  1. Беседы с детьми.
  2. Экскурсии для детей и родителей. 
  3. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 
  4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 
  5. Творческие игры, образовательные путешествия.
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Исследовательская деятельность, экспериментирование.
  8. Музицирование, прослушивание аудио – материалов, просмотр мини-презентаций.

Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценивать. Деятельность в мини-музее развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словестному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание мини-музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях УДО дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы

свернуть

Сям’я Міколкі і Алесі. Гульня-занятак у міні- музеі для дзяцей другой малодшай групы

Сям’я Міколкі і Алесі

Гульня-занятак у міні- музеі для дзяцей другой малодшай групы

 

Праграмны змест.

Замацоўваць уя’ленні аб членах сваёй сям’і іх сямейных абавязках, справах.

Фарміраваць уменне ўжываць формы 3-й асобы адзіночнага і множнага ліку дзеясловаў.

Працягваць узбагачаць слоўнік дзяцей словамі – назвамі прадметаў асяроддзя, іх якасцей, дзеянняў; фарміраваць правільнае вымаўленне гукаў (ч), (ў); уменне слухаць і разумець мову выхавальніка, адказваць на яго пытанні.

Пабуджаць да ўзнаўлення кароткіх літаратурных твораў на беларускай мове.

Спрыяцць развіццю элементарных навыкаў зносін на беларускай мове.

Выхоўваць у выхаванцаў любоў да роднай мовы.

Слоўнікавая работа: хата, сям’я, калыханка, варыць, прыбіраць, зорка, падарунак.

Папярэдняя праца

Завучванне забаўлянкі – калыханкі, лепка зорак з саленага цеста.

Абсталяванне

Міні-музей “Беларуская хатка”, лялькі Міколка і Алеся, дыдактычная гульня “Падарункі” (карткі з абрысамі прадметаў, каляровыя карткі. Маленькія зоркі з саленага цеста, вялікая зорка з саленага цеста, рознакаляровыя стужкі. Магнітафон, аўдыёзапіс калядных песень.

Ход занятка

Выхавальнік. (В.) Паглядзіце Лялька Ганначка запрашае дзяцей у госці да Міколкі і Алесі. У Міколкі і Алесі есць сям’я . Давайце пазнаемімся.

Гутарка “Знаёмства з сям’ёй”.

В. Лялька Алеся расказвае, што яе маму завуць Ганна, тату Васіль, браціка Міколка і маленькага браціка Янка.

В. Якая вялікая сям’я! Колькі ў ёй чалавек?(адказы дзяцей).

В. Вы пазнаеміліся з сям’ей Міколкі і Алесі. Давайце ім раскажам пра свае сем’і.

Гульня ў крузе “Мая сям’я”.

Дзеці расказваюць, якая ў іх сям’я.

Гульня “Хто для каго хто?”.

В.  Раскажыце, калі ласка, вы для мамы і таты хто? (Дачка, сын)

Для бабулі і дзядулі? (Унучка, унук)

Для брата і сястры? ( Брат, сястра)

В. Міколка і Алеся вельмі любяць сваіх бацькоў і называюць іх ласкава.

А, як вы называеце ласкава свайго тату і матулю.

Гульня “Назаві ласкава”.

Дзеці называюць.

Фізічная хвілінка “Калыханка”.

В. Маленькаму Янку пара спаць, ён любіць, калі яму спяваюць калыханку. А мы з вамі ведаем калыханку. Давайце праспяваем і закалышам малога. Уявіце, што мы ўзялі ў рукі малыша і будзем яго калыхаць.

Ходзіць коцік па палях,

Носіць сон у кашалях.

Ходіць коцік па капусце,

Носіць сон у белай хусце.

Бабка коціка дагнала,

Сон для дзетачак забрала.

А ты, коця, вон, вон,

А на дзетак - сон, сон.

В. Заснуў маленькі Янка. Пакладзем яго ў калыску. Няхай салодка спіць.

В. Міколка і Алеся вельмі хочуць расказаць дзецям, чым займаюцца іх бацькі дома.

Гульня “Назаві, чым займаецеся дома”.

В . Першым пачынае лялька Міколка.

Сям’я ў нас вялікая, у кожнага свае абавязкі.

Мой тата паліць у печы, каб было цепла.

Мая мама прыбірае ў хаце, каб было чыста.

Па аналогіі расказваюць дзеці.

Гульня “Падарункі”.

В . На стале карткі з абрысамі прадмета (адзенне, абутак, посуд) і карткі – колеры (жоўты, чырвоны). Дзеці выбіраюць па адной картцы з абрысамі, падкладаюць каляровую паперу  і гавораць:

-Я падару…. (чырвоную сукенку) і г.д.

В. Усе людзі перад святам Каляды чакаюць цуда. Мы з вамі таксама рыхтаваліся да свята, ляпілі маленькія зорачкі з саленага цеста. Давайце

дзіцячыя зоркі – падарункі пакладзем у куфар.

Дзеці пад музыку  кладуць маленькія зорачкі ў куфар. Разам з дарослымі выконваць рухі чараўніцтва. Затым адкрываюць куфар і дастаюць вялікую зорку і рознакаляровыя стужкі.

Гульня “Каляднае цуда”.

Дарослыя выказваюць пажаданні і завязваюць стужкі на зорку.

В. А мы вернемся у групу, размалюем зорку ў жоўты колер, каб яна была яркая, цёплая як сонейка, а мы з вамі каб былі заўсёды здаровымі і вясёлымі.

 

Склала:  Уласевіч Святлана Аляксандраўна, выхавальнік дашкольнай адукацыі, ДУА “Дзiцычы сад №4 г. Слуцка”

 

 

 

свернуть
Экскурсия по Слуцку
Памятники Слуцка
Путешествие по Беларуси
Семь чудес Слуцка
Мини-музеи