план работы
План работы
Тема: «Музейная педагогика в учреждении дошкольного образования»
н/п |
Наименование мероприятия |
Срок
|
Ответственный |
Примечание |
1 |
«Формирование начал патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через музейную педагогику» |
18.11.2023 |
Ковгореня И.А., Суханова С.М. воспитатель дошкольного образования |
|
2 |
Лекторий Формирование гражданственности и патриотизма у дошкольников посредством изучения культурно-исторического наследия малой Родины. |
19.10.2023 |
Житина И.Н., воспитатели дошкольного образования
|
|
3 |
Презентация Виртуальные экскурсии: «Народные художественные ремесла Беларуси», «У майстэрні ганчара» «Памятники Слутчины» «Семь цудаў Слуцка» |
21.12.2023 |
Бачко Е.В., Суханова С.М., воспитатели дошкольного образования
|
|
4 |
Консультация «Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста» |
5.11.2023 |
Уласевич С.А., воспитатель дошкольного образования
|
|
5 |
Презентация Энциклопедия театра или Батлеечное искусство
|
18.03.2024 |
Резник О.В., музыкальный руководитель
|
|
6 |
Презентация экспанатов тематических мини-музеев в группах воспитанниками средних и старших групп |
октябрь-декабрь |
воспитатели средних, старших групп
|
|
7 |
Проведение экскурсий в этнографическом музее дошкольного учреждения
|
каждая среда недели |
Уласевич С.А., воспитатель дошкольного образования
|
|
8 |
Из опыта работы Включение родителей в процесс приобщения детей дошкольного возраста к общению на белорусском языке |
5.02.2024 |
Житина И.Н., воспитатель дошкольного образования
|
|
9 |
Открытый просмотр «Растим маленького патриота» «Путешествие по родному городу» «Моя малая родина» |
24.10.2023 25.10.2023 10.11.2023 |
Кадыко М.А., Бачко Е.В., Ильина Е.Э. воспитатели дошкольного образования |
|
Формирование начал патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через музейную педагогику
Формирование начал патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через музейную педагогику
На современном этапе значительное внимание общественности направлено на возрождение национальных традиций и ценностей, потому что поколение, которое осознает своё национальное достоинство, ценит свои корни, бережет и умножает культуру своего народа, является прочным оплотом государства.
Одной из основных задач образования в Республике Беларусь является формирование национального самосознания, патриотизма начиная с детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание способствует приобщению ребенка к самобытной белорусской культуре, помогает маленьким белорусам осознать свою принадлежность к нации, богатой традициями, обычаями, достижениями в культуре, науке, образовании.
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают все сами. На помощь нам приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованное пространство, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится истоком формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу патриотизма.
Благодаря музейной педагогике есть возможность сформировать у детей представления о малой Родине, об истории народа через быт белорусов, народные праздники. Вместе с тем, идет работа по присоединению воспитанников к белорусскому языку, фольклорным и литературным произведениям.
«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв.
Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Наталья Александровна Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев:
- образовательная;
- развивающая;
- просветительская;
- воспитательная.
Музей – это особое, специальное организованное пространство учреждения дошкольного образования, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
выбор темы мини-музея;
определение места размещения мини-музея;
планирование экспозиций;
выбор дизайна оформления мини-музея;
подбор экспонатов;
оформление визитной карточки мини-музея и его паспорта;
разработка форм работы с экспозициями мини-музеев;
разработка ознакомительной экскурсии в мини-музее;
планирование поисково-познавательной деятельности в мини-музеях.
Особенности месторасположения мини-музеев
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности».
Помещения |
Положительные стороны расположения мини-музея |
Отрицательные стороны расположения мини-музея |
Групповое помещение |
Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. |
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Родители не имеют полного представления о работе детского сада. |
Раздевальная комната |
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате. Общение детей с родителями по темам музея |
Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы |
Помещения для дополнительных занятий |
Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д. |
Музей сливается с общим фоном данного помещения. Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей. |
Холлы |
Возможность посещать мини-музей в любое удобное время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. |
Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов. |
Оформление мини-музеев
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разно уровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Экскурсионная работа в мини-музее
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.
В процессе создания мини-музеев учитываются следующие принципы:
- Наглядность.
- Доступность.
- Динамичность.
- Содержательность.
- Обязательное сочетание предметного мира музея с образовательной программой.
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
- Гуманизм.
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Активность детей в усвоении музейного наследия.
- Подвижность структуры занятий-экскурсий.
Формы работы в мини-музее:
- Беседы с детьми.
- Экскурсии для детей и родителей.
- Самостоятельное рассматривание экспонатов.
- Мастер-класс по изготовлению экспонатов.
- Творческие игры, образовательные путешествия.
- Чтение художественной литературы.
- Исследовательская деятельность, экспериментирование.
- Музицирование, прослушивание аудио – материалов, просмотр мини-презентаций.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценивать. Деятельность в мини-музее развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словестному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание мини-музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях УДО дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы
Сям’я Міколкі і Алесі. Гульня-занятак у міні- музеі для дзяцей другой малодшай групы
Сям’я Міколкі і Алесі
Гульня-занятак у міні- музеі для дзяцей другой малодшай групы
Праграмны змест.
Замацоўваць уя’ленні аб членах сваёй сям’і іх сямейных абавязках, справах.
Фарміраваць уменне ўжываць формы 3-й асобы адзіночнага і множнага ліку дзеясловаў.
Працягваць узбагачаць слоўнік дзяцей словамі – назвамі прадметаў асяроддзя, іх якасцей, дзеянняў; фарміраваць правільнае вымаўленне гукаў (ч), (ў); уменне слухаць і разумець мову выхавальніка, адказваць на яго пытанні.
Пабуджаць да ўзнаўлення кароткіх літаратурных твораў на беларускай мове.
Спрыяцць развіццю элементарных навыкаў зносін на беларускай мове.
Выхоўваць у выхаванцаў любоў да роднай мовы.
Слоўнікавая работа: хата, сям’я, калыханка, варыць, прыбіраць, зорка, падарунак.
Папярэдняя праца
Завучванне забаўлянкі – калыханкі, лепка зорак з саленага цеста.
Абсталяванне
Міні-музей “Беларуская хатка”, лялькі Міколка і Алеся, дыдактычная гульня “Падарункі” (карткі з абрысамі прадметаў, каляровыя карткі. Маленькія зоркі з саленага цеста, вялікая зорка з саленага цеста, рознакаляровыя стужкі. Магнітафон, аўдыёзапіс калядных песень.
Ход занятка
Выхавальнік. (В.) Паглядзіце Лялька Ганначка запрашае дзяцей у госці да Міколкі і Алесі. У Міколкі і Алесі есць сям’я . Давайце пазнаемімся.
Гутарка “Знаёмства з сям’ёй”.
В. Лялька Алеся расказвае, што яе маму завуць Ганна, тату Васіль, браціка Міколка і маленькага браціка Янка.
В. Якая вялікая сям’я! Колькі ў ёй чалавек?(адказы дзяцей).
В. Вы пазнаеміліся з сям’ей Міколкі і Алесі. Давайце ім раскажам пра свае сем’і.
Гульня ў крузе “Мая сям’я”.
Дзеці расказваюць, якая ў іх сям’я.
Гульня “Хто для каго хто?”.
В. Раскажыце, калі ласка, вы для мамы і таты хто? (Дачка, сын)
Для бабулі і дзядулі? (Унучка, унук)
Для брата і сястры? ( Брат, сястра)
В. Міколка і Алеся вельмі любяць сваіх бацькоў і называюць іх ласкава.
А, як вы называеце ласкава свайго тату і матулю.
Гульня “Назаві ласкава”.
Дзеці называюць.
Фізічная хвілінка “Калыханка”.
В. Маленькаму Янку пара спаць, ён любіць, калі яму спяваюць калыханку. А мы з вамі ведаем калыханку. Давайце праспяваем і закалышам малога. Уявіце, што мы ўзялі ў рукі малыша і будзем яго калыхаць.
Ходзіць коцік па палях,
Носіць сон у кашалях.
Ходіць коцік па капусце,
Носіць сон у белай хусце.
Бабка коціка дагнала,
Сон для дзетачак забрала.
А ты, коця, вон, вон,
А на дзетак - сон, сон.
В. Заснуў маленькі Янка. Пакладзем яго ў калыску. Няхай салодка спіць.
В. Міколка і Алеся вельмі хочуць расказаць дзецям, чым займаюцца іх бацькі дома.
Гульня “Назаві, чым займаецеся дома”.
В . Першым пачынае лялька Міколка.
Сям’я ў нас вялікая, у кожнага свае абавязкі.
Мой тата паліць у печы, каб было цепла.
Мая мама прыбірае ў хаце, каб было чыста.
Па аналогіі расказваюць дзеці.
Гульня “Падарункі”.
В . На стале карткі з абрысамі прадмета (адзенне, абутак, посуд) і карткі – колеры (жоўты, чырвоны). Дзеці выбіраюць па адной картцы з абрысамі, падкладаюць каляровую паперу і гавораць:
-Я падару…. (чырвоную сукенку) і г.д.
В. Усе людзі перад святам Каляды чакаюць цуда. Мы з вамі таксама рыхтаваліся да свята, ляпілі маленькія зорачкі з саленага цеста. Давайце
дзіцячыя зоркі – падарункі пакладзем у куфар.
Дзеці пад музыку кладуць маленькія зорачкі ў куфар. Разам з дарослымі выконваць рухі чараўніцтва. Затым адкрываюць куфар і дастаюць вялікую зорку і рознакаляровыя стужкі.
Гульня “Каляднае цуда”.
Дарослыя выказваюць пажаданні і завязваюць стужкі на зорку.
В. А мы вернемся у групу, размалюем зорку ў жоўты колер, каб яна была яркая, цёплая як сонейка, а мы з вамі каб былі заўсёды здаровымі і вясёлымі.
Склала: Уласевіч Святлана Аляксандраўна, выхавальнік дашкольнай адукацыі, ДУА “Дзiцычы сад №4 г. Слуцка”